Управление композицией

Выбор угла объектива и возникающей при этом композиции не должен быть случайным. Правда, если у вас нет возможности сменить положение видеокамеры, то и выбора нет. Внутреннее пространство видео кадра часто подчеркивает эмоциональное содержание сцены. «Нормальная» перспектива употребляется при такой постановке видео кадра, когда хотят просто и без затей описать сцену действия. Сжатое или растянутое пространство видео кадра может помочь передать настроение или атмосферу действия. Видеосъемка длиннофокусным объективом со значительного расстояния стиснутого, зажатого интерьера вызовет еще большую клаустрофобию в данной сцене. Величина персонажей на переднем и заднем планах выравнивается, движение к видеокамере и обратно незначительно меняет их размеры, создавая субъективное впечатление того, что они никуда и не двигались. Видеосъемка широкоугольным объективом вплотную к персонажу увеличивает пространство, подчеркивает движение и в зависимости от содержания сцены подчеркивает сходимость линий и акцентирует относительное изменение размеров одних и тех же персо¬нажей на разных расстояниях от объектива.

УПРАВЛЕНИЕ ЗАДНИМ ПЛАНОМ
Композиционное предпочтение персонажам на переднем плане может быть обеспечено ограничением глубины резкости (путем установки нейтрального фильтра или выбором большей скорости затвора), но самыми сильными средствами являются выбор положения видеокамеры, угол объектива, расстояние между видеокамерой и персонажами на переднем плане. Должно быть уделено внимание и тому, как потом будут монтироваться видео кадры. Имея это в виду, следует для этих видео кадров подбирать задние планы сходных тонов по цвету и контрасту. Слишком большая тональная разница между задними планами соседних кадров сде¬лает врезку слишком грубой и заметной. Надо также проверять визуальное единообразие таких элементов, как направление света, сходство зон фокусировки и аналогичности движения на заднем плане (т.е. толпа, дорожное движение и т. п.).
ВЛИЯНИЕ ВЫСОТЫ УСТАНОВКИ ВИДЕОКАМЕРЫ НА СУБЪЕКТИВНОЕ ВОСПРИЯТИЕ
Высота установки видеокамеры также влияет на отношение зрителей к персонажу. Если линия горизонта расположена ниже персонажа, то это делает его более значительным, так как зрители смотрят на него с более низкой точки зрения. Они ставятся в положение детей перед взрослыми. Низкое положение видео камеры может также привести к затушевыванию пола или деталей на полу, так как мы смотрим вдоль пола, и при этом исчезают указания на расстояния между деталями пола. Это концентрирует внимание зрителя на вертикальных объектах. Высокое расположение объектива приводит к обратным результатам. Многие плоскости сцены подчеркиваются, как на масштабной модели. Обычно лучше разделить видео кадр на неравные части, поместив горизонт выше или ниже средней линии кадра. Многие видеооператоры интуитивно используют правило третей при выборе положения горизонта. Композиция может создать ощущение простора, если панорамировать по линии в нижней части кадра. При выборе высокой линии горизонта в кадре темно¬ватый передний план балансируется привлечением внимания зрителя к яркому небу в верхней части кадра. Это помогает и при проблемах с контрастом и экспозицией.
НАЕЗД/ОТЪЕЗД И ТРАНСФОКАЦИЯ
Отношение размеров объектов на переднем и заднем планах зависит от расстояния до видео камеры. То, как персонаж заполняет пространство кадра, зависит от угла объектива. В этом коренное различие между наездом/отъездом (приближение/удаление видео камеры относительно объекта) и трансфокацией. Наезд/ отъезд видео камеры изменяет размерные соотношения объектов — пространственную перспективу. Трансфокация объектива сохраняет существующие пространственные соотношения в кадре, но увеличивает или уменьшает часть кадра.
ЦЕЛЬ ВИДЕОСЪЕМКИ КАДРА
Положение объектива и выбор угла объектива зависят от того, с какой целью снимается кадр. Она может быть одной из следующих или их комбинацией:
• выделить главный персонаж видеосъемки;
• дать кадр видеосъемки другого размера;
• подчеркнуть выделенный персонаж видеосъемки;
• дать больше информации о персонаже видеосъемки;
• изменить угол видеосъемки или размер кадра видеосъемки с целью обеспечения незаметной стыковки кадров при монтаже;
• дать другой вариант кадра или акцента в кадре видеосъемки;
• добиться хорошей композиции кадра видеосъемки;
• приукрасить внешность исполнителя видеосъемки;
• изменить внутреннее пространство кадра видеосъемки;
• изменить пространственные соотношения в кадре видеосъемки;
• улучшить точку наблюдения видеосъемки;
• добиться лучшего согласования с существующим студийным или днев¬ным освещением при видеосъемке.
Питер Уорд

Comments are disabled