Особенности процесса восприятия

Особенности процесса восприятия и виденья предметов в плоскости (при видеосъемке) и трехмерности
В этой статье предлагаю Вам ознакомиться с особенностями процесса видеосъемки и восприятия формы предметов; способами получения, при видеосъемке, перспективных изображений трехмерных предметов на плоскости — кино- и телеэкране, то есть получения перспективы; основными факторами, участвующими в видеосъемки при построении композиции кадра, включая съемочную оптику.

За время своего существования искусство кинематографа создало собственные, достаточно обширные выразительные средства. Их характер определялся главным образом особенностями восприятия человеком окружающего мира. Некоторые же из выразительных средств видеосъемки являлись следствием особых возможностей видеосъемки, предоставляемых кинематографической техникой и оптикой киносъемочного аппарата.
Эти средства и приемы, складывающиеся в четкую систему правил видеосъемки, имеют конкретное назначение видеосъемки, определенные случаи применения и воздействие на зрителя, ими нужно умело пользоваться при видеосъемке. Безусловно, большинство из этих правил актуальны и для современного видеопроизводства и видеосъемки.
Особенности процесса видения при видеосъемке
В восприятии человеком пространства и предметного мира участвуют живое созерцание, абстрактное мышление и опыт, накопленный предшествующей практикой. Источник наших знаний о предметах — ощущения, прямой результат воздействия объективного свойства предмета на органы чувств.
Восемьдесят пять процентов объема информации о внешнем мире человек получает с помощью глаза. На их сетчатке возникает изображение объекта, точнее, его части, видимый в данный момент. Резкость проекции обеспечивается аккомодацией — изменением формы хрусталика глаза при рассматривании удаленных и близких предметов. Глазные мышцы направляют взгляд на определенные объекты, они сводят или разводят зрительные оси глаз в зависимости от расстояния от глаз до объектов (конвергенция и дивергенция).
Ощущение, вызываемое совместной работой оптического и двигательного аппаратов глаз, передается головному мозгу. Полученная информация сопоставляется с образами-эталонами, накопленными в его коре. В результате такого сопоставления возникает представление о наблюдаемом объекте. Его полнота и объективная правильность зависят не только от непосредственно полученного ощущения, но и от количества и качества эталонов, хранимых памятью.
В памяти откладываются и эталоны эмоций, отвечающих определенным представлениям. От их богатства в большой мере зависит верность и тонкость эстетического чувства.
Итак, вне опыта нет ни возможности соотнести плоское изображение на сетчатке глаза с трехмерностью мира, ни оценить эстетически его пространственные формы. Этот опыт не принадлежит всецело отдельной личности. Эстетические оценки опираются и на социально-исторический опыт — достояние общества, частью которого является данный человек.
Зрение не есть чисто пассивное восприятие. Восприятие отличается от процессов в фото- и видеоппаратах тем, что оно представляет собой активное исследование и изучение окружающего мира, воспринимаемого объекта, а не его пассивную регистрацию. Восприятие есть высокоизбирательным процессом, не только в смысле концентрации внимания на том, что привлекает внимание, но и в смысле способа рассматривания объекта. Зрительный процесс означает «схватывание», быстрое осознание нескольких характерных признаков объекта: голубизну неба, изгиб лебединой шеи и т. п.
Весь процесс восприятия глубины пространства и объемности форм предметов определяется бинокулярностью зрения и парной работой больших полушарий головного мозга.
Связь между глазом и мозгом двусторонняя: мозг не только принимает зрительную информацию, но и реагирует на усилия, связанные с перемещением взгляда. Резкое изменение его направления требует преодоления инерции глаз, при котором возникает эмоциональный импульс. Благодаря этому мы особенно четко фиксируем углы, пересечения плоскостей и прямых линий. Они воспринимаются как наиболее характерные элементы формы. Излом прямой линии отмечается с точностью в десять раз большей, чем ее плавное искривление. Столь же чувствителен глаз к сдвигам, смещениям прямых линий. Вследствие этого четкие границы позволяют резко и определенно выделить форму, а криволинейные очертания, по которым взгляд свободно скользит, создают впечатление непрерывности, нерасчлененности пространственной структуры.
Психологи установили также, что существует предельное число кратковременно наблюдаемых самостоятельных элементов (так называемое правило Миллера определяет его как 7 ± 2), если же в поле зрения их попадает больше, то сознание воспринимает лишь некую совокупность, неопределенное множество. Чтобы преодолеть ощущение хаотичности, такое множество необходимо расчленить на внутренние упорядоченные группы, число которых доступно восприятию. Излишняя многочисленность и сложность сочетания элементов ведут к тому, что композиция не укладывается в предельный объем восприятия. При этом возникает неприятное ощущение ее перегруженности.
Чтобы понять некоторые рекомендации по композиции, нужно отчетливо представить себе и оптические характеристики глаза; поле эффективного зрения, в котором перемещение взгляда при неподвижном положении головы обеспечивает ясность восприятия, охватывается углом в 54° по горизонтали и 37° по вертикали (27° вверх и 10° вниз от оси зрения).
Таким образом, ясно увидеть весь объект (например, киноэкран больших размеров) можно на расстоянии не меньшем, чем его длина и двойная высота. (20″ монитор требует расстояние от глаз человека ? 1 метра)
Нормальное зрение способно различать предметы только в пределах угла, равного 1′, что определяет минимальный размер деталей, которые можно увидеть на данном расстоянии.
Визуальное понятие о предмете, обладающем некоторым объемом, может быть представлено только в трехмерной среде, как, например, скульптура и архитектура. Полностью зрительное представление не может быть непосредственно воспроизведено на плоскости, какой является кинопленка.
Текст Н. ПАНФИЛОВ
Расчеты Р. Бондаренко

Comments are disabled