Краткий экскурс в историю техники видеосъемки

Основные принципы видеосъемки
Есть некоторый набор технических приемов, используемых большинством видеооператоров во время видеосъемки. Многие из этих приемов были выработаны еще в начале XX века, когда создатели первых кинофильмов, работая методом «проб и ошибок», создавали азбуку видеомонтажа, выбирали размер кадра и характер движения камеры, которые теперь считаются стандартными. Умению выбрать видеокадр, снять, а затем и смонтировать видеоматериал так, чтобы зрители этого видеомонтажа и не заметили, коммерческое кино учились не один год. Основной идеей было стремление убедить зрителей в том, что они наблюдают непрерывную последовательность событий, происходящих в «реальном» времени. Для этого требовалось скрыть механику создания видеофильма, сделать ее «невидимой». При такой технологии создается непрерывный видеоряд, направляющий внимание зрителя на содержание снимаемого эпизода, делая механику видеосъемки незаметной. Работая в такой технике, содержание кадра меняют незаметно, стараются привлечь внимание зрителей к тому, что происходит в эпизоде, с тем, чтобы передвижение видеокамеры и, соответственно, изменение видеоизображения в кадре не отвлекли их от основного действия.

Другая техника видеосъемки
Существует и другая техника видеосъемки, при которой преднамеренно привлекают внимание зрителей к съемочным средствам. Съемочные видеоприемы и движения видеокамеры подчеркиваются с целью имитации реализма неотрепетированной сцены или чтобы напомнить зрителям, что перед ними художественное произведение. Как в новостных видеосъемках, видеооператор делает вид, что все происходящее — для него полная неожиданность. В телевизионном производстве, в общем, принята «голливудская» невидимая техника.
Основные задачи, стоящие во время телевизионной видеосъемки:
• создать технически приемлемое изображение (т. е. с правильной экспозицией, балансом белого, сфокусированное и т. д.);
• снять видеоэпизод, имеющий значение для всего сюжета, в стиле, приемлемом для данного жанра;
• снять эпизод, который привлечет и будет удерживать внимание зрителя (при помощи соответствующего кадрирования, движения камеры, композиции кадра, освещения и т. п.);
• снимать эпизоды, которые впоследствии можно смонтировать.
Цель «невидимой» техники заключается в том, чтобы убедить зрителя, что он наблюдает последовательную цепь событий, происходящих в «реальном» времени:
• съемочные эпизоды должны быть структурированы так, чтобы зритель мог понять место, время и логику происходящего;
• каждый видеокадр должен отслеживать линию действия, обеспечивая логичность движения поля зрения так, чтобы было ясно, где действие происходит (к примеру, расположение видеокамер на футбольном матче);
• незаметное движение камеры и перемены в кадре должны направлять внимание зрителей на содержание съемочного эпизода, а не на механику видеосъемки;
• «невидимая» техника создает у зрителей иллюзию того, что отдельные видеокадры (возможно, снятые в разное время и в другой последовательности) составляют часть непрерывного события, которое они наблюдают.
Это достигается путем:
• незаметных врезок;
• движения камеры, мотивированного действием или диалогом;
• движения камеры, синхронизированного с действием;
• соответствия игры, освещения, настроения и действия.
Отлаженная техника видеосъемки
Целью этого краткого экскурса в историю видеосъемочной техники было стремление показать вам, что вместо простого запоминания того, что можно и чего нельзя в телевизионной видеосъемке, лучше понять, почему существуют эти приемы. В основе всех съемочных приемов лежит отлаженная технология. То, как скадрирована сцена, как производится наезд, величина свободного пространства в верхней части кадра — все это вовсе не «де¬ло вкуса» снимающего, хотя и личные предпочтения влияют на выбор композиции кадра. За всем этим — более чем 90 лет развития «рассказов в картинках». Большинство приемов было выработано при создании «невидимой» техники. Знание причин создания съемочных приемов полезнее простого запоминания инструкций. Тогда при возникновении новой съемочной ситуации вы можете применить принципы «невидимой» техники.
Питер Уорд

Comments are disabled