23. Использование музыки

Используйте музыку разборчиво, потому что ей можно злоупотребить для усиления драматического эффекта. Слишком часто создатели фильмов прибегают к музыке как к надежному средству эмоционального воздействия, которое должно вытекать из содержания, но реально не вытекает. Музыка должна не заменять собой что-то, а служить дополнением к действию и давать доступ к невидимой внутренней жизни персонажей, к их внутреннему состоянию.
Хорошая музыка может вызвать у зрителя эмоциональное состояние, нужное для восприятия происходящего на экране.
Фильм сам подсказывает, нужна ли музыка и если да, то где именно. Она часто бывает, уместна во время показа поездок и других кадров монтажного перехода — например, когда персонаж едет к новому местожительству. Любые переходные куски могут выиграть от музыки, особенно если она создает более приподнятое настроение, чем-то, которое преобладает в фильме. Музыка может подчеркивать изменение настроения, например, когда стремившийся попасть в команду футболист узнает, что его приняли, или когда человек, только что ставший бездомным, в первую ночь укладывается спать в подъезде. Музыка начинает шире использоваться по мере того, как документальные фильмы снова становятся более субъективными и лиричными.
Другая роль музыки — предвещать событие и создавать атмосферу напряженного ожидания; это излюбленное ее применение в низкопробных кинофильмах, оно редко бывает оправданно в документальном кино, в котором редко позволителен такой навязчивый закадровый «голос». Музыка может дать эффект перехода от реализма к более абстрактному взгляду. Она может привнести ироническую оценку или навеять мысль о другом мире. Изображение поезда с депортируемыми, или кадры отнятых предметов человеческого труда не сопровождается трагической или выражающей мучительные чувства музыкой.
В лучшем случае музыка не просто иллюстрирует, а как бы озвучивает точку зрения какого-то персонажа или рассказчика. Она может сыграть роль ремарки «в сторону», выражающей мнение рассказчика о таких эпизодах как: видеосъемка, видеосъемка свадеб, видеомонтаж, видеомонтаж свадеб, видеосъемка свадьбы, видеомонтаж свадьбы, свадебная видеосъемка, видеосъемка свадеб, видеооператор на свадьбу, свадебный видеооператор, свадьба Киев, видео свадьба, свадьба видео, видеосьемка, видеосьемка свадеб, видеосьемка свадьбы (ред. — Premierevideo «Премьервидео») или альтернативную идею, дать понять то, чего нельзя увидеть, или пояснять то, что видно.
Имейте в виду, что в музыку, как в долги; легче влезть, чем из нее вылезти. Происходит наркотическое привыкание к музыке, и когда она вдруг кончается, ее начинает очень не хватать. Поэтому настоящая проблема — как безболезненно завершить звучание какого-то музыкального фрагмента. Универсальное средство — замещать его чем-то. Это могут быть или доминирующие звуки (например, богатая палитра звуков вокзала, заслуживающая самостоятельного воспроизведения), или диалог в новой сцене, или волнующий момент действия, переключающий внимание зрителя на что-то другое.
Используя музыку, не специально предназначенную для данного фильма, в таких кадрах как видеосъемка, видеосъемка свадеб, видеомонтаж, видеомонтаж свадеб, видеосъемка свадьбы, видеомонтаж свадьбы, свадебная видеосъемка, видеосъемка свадеб, видеооператор на свадьбу, свадебный видеооператор, свадьба Киев, видео свадьба, свадьба видео, видеосьемка, видеосьемка свадеб, видеосьемка свадьбы (ред. — Premierevideo «Премьервидео») можно сделать, чтобы звук плавно стихал в конце сцены, или же, еще лучше, чтобы музыка прозвучала до своего естественного конца. В этом втором варианте надо начинать наложение музыки от конца сцены, протянуть ее к началу, а при записи плавно ввести ее в начале сцены или подогнать длину сцены под продолжительность музыки, которая в этом случае прозвучит полностью. Если музыка слишком длинная, можно удалить какую-то повторяющуюся музыкальную фразу. Композиторы любят выжимать максимум из хорошей музыкальной идеи, так что большинство вещей изобилуют повторяющимися частями.
Если вы ищете что-нибудь подходящее, например, среди продающихся записей классической музыки, заручитесь содействием знающего меломана. Вы не сможете понять, подходит ли данное произведение, пока не послушаете его параллельно с просмотром соответствующей сцены. Эту проблему часто можно разрешить с помощью черновой компоновки музыкального сопровождения на кассетном магнитофоне.
Могут возникнуть сложности с авторскими правами на музыку, то есть может потребоваться внести лицензионную плату и получить разрешение на использование музыки композитора, исполнителей, издателей и звукозаписывающей компании. Студенты часто могут за очень скромную плату получить письменное разрешение, но только на использование на фестивалях и в конкурсах. Если затем вы продаете свой фильм или право на его показ, вам может быть предъявлен иск. Альтернатива использовать музыку, специально сделанную для фильма, хотя многие дешевые фильмы оказались малопривлекательными из-за бряцания какого-нибудь приятеля на плохом пианино. Лучше не использовать никакой музыки, чем использовать плохую, хорошо инструментованная музыка может иметь самостоятельную ценность и произвести огромное впечатление.

Comments are disabled