17. Практическое использование оттенения

После того как найдена разумная последовательность подачи материала, вы захотите соединить звук и изображение таким образом, чтобы эффективно воспользоваться методом оттенения. На практике, как уже было сказано, это означает соединение звука одних из сцен с изображением из других. Чтобы развить предыдущий пример, в котором учитель с превосходной теорией преподавания, как выясняется, плохо воплощает ее в жизнь, на экране это можно показать, отсняв два материала: во-первых, интервью соответствующего содержания и, во-вторых, занудствующего на занятии учителя.При видеомонтаже таких сцен как: видеосъемка, видеосъемка свадеб, видеомонтаж, видеомонтаж свадеб, видеосъемка свадьбы, видеомонтаж свадьбы, свадебная видеосъемка, видеосъемка свадеб, видеооператор на свадьбу, свадебный видеооператор, свадьба Киев, видео свадьба, свадьба видео, видеосьемка, видеосьемка свадеб, видеосьемка свадьбы (ред. — Premierevideo «Премьервидео»), мы даем эти материалы параллельно. Простой, черновой монтаж в данном случае чередовал бы отрывки. Отрывок с интервью, где человек начинает объяснять свои идеи, затем фрагмент преподавания, потом еще кусок объяснений, потом кусок преподавания и так далее, пока мысль не будет донесена до зрителя. Это обычный, хотя и тяжеловесный способ достичь желаемой цели путем монтажа. После непродолжительного чередования отрывков мысль и средства ее выражения становятся предсказуемыми. Я называю это вагонным монтажом, потому что куски идут один за другим, как вагоны по железной дороге.
Вместо того чтобы чередовать два типа материна, лучше объединить их. Начните с показа учителя, объясняющего свои принципы преподавания, а затем вмонтируйте сцену занятия, приглушив звуки занятия и наложив поверх них продолжающееся объяснение учителя (это называется наложением звука). Когда голос учителя закончил произносить какую-то фразу, мы даем звук сцены занятия с нормальной громкостью. Затем приглушаем его и снова даем рассказ учителя. После сцены занятия, когда возник интерес к учителю, мы показываем его самого с синхронным звуком рассказа (на этот раз не только голос, но и изображение). Затем мы оставляем его голос, но снова показываем сцену занятия — только изображение — где видим скучающих и озадаченных детей. Теперь вместо того, чтобы давать рассказ и реальность по отдельности, рассказ с более ощутимым контрастом сопоставляется с практикой, а идеи — с реальностью.
Это дает много преимуществ. Вся последовательность сцен таких как: видеосъемка, видеосъемка свадеб, видеомонтаж, видеомонтаж свадеб, видеосъемка свадьбы, видеомонтаж свадьбы, свадебная видеосъемка, видеосъемка свадеб, видеооператор на свадьбу, свадебный видеооператор, свадьба Киев, видео свадьба, свадьба видео, видеосьемка, видеосьемка свадеб, видеосьемка свадьбы (ред. — Premierevideo «Премьервидео») становится короче и живее. Кадры с «говорящей головой» сокращаются до разумного минимума, а большую часть времени занимает действие — урок, служащий мерилом для оценки идей. Многоплановый показ позволяет урезать интервью и придать показываемому материалу плотность и компактность, которых обычно не хватает не монтированному материалу Сопоставление звучащей теории и реального поведения учителя на уроке становится более прямым и убедительным. Фильм сразу заставляет зрителя задуматься о несоответствии идей этого человека тому, что он реально делает.
Отгенение невозможно делать при монтаже на бумаге, но необходимо с уверенностью решить, какие материалы можно было бы эффектно скомбинировать при монтаже ленты. Детали может подсказать потом сам материал.
Режиссер представляет своим читателям основные приемы звукозрительного видеомонтажа. Но ценность его рекомендаций для нас особенно актуальна, так как включение в окончательный монтаж фильмов и передач множества “говорящих голов” в отечественном кино и на телевидении и построение на этих “головах” целых произведений стало в профессиональном творчестве чуть ли ни единственным современным приемом. Повторение его из фильма в фильм, из передачи в передачу под тем предлогом, что это делает произведение якобы особенно объективным, не имеет иных оснований, кроме подлинного отсутствия режиссерских знаний. Соединение текста с изображением, которое образует контрапункт или диссонанс, лишь усиливает убеждение зрителя в авторской правоте.
Зрители как активные участники
Существенно, что такое более сложное переплетение слов и изображения меняет отношения между зрителем и показываемым материалом. Оно подталкивает к активному, а не пассивному участию. Роль зрителя уже не сводится только к восприятию. Вы побуждаете его интерпретировать и взвешивать то, что он видит и слышит. Теперь действие используется в фильме в одних случаях для иллюстрации того, что излагалось и казалось правильным, в других — для опровержения этого. В приведенном выше примере с учителем и уроком зритель должен вынести свое независимое суждение, потому что идеи учителя — это несоответствующие действительности слова на фоне традиционного сухого объяснения.
Но существуют и другие варианты стимулирующего воображение сопоставления и отгенения, при которых традиционная синхронность звука и изображения нарушается. Например, можно показать снятые на улице кадры типа видеосъемка, видеосъемка свадеб, видеомонтаж, видеомонтаж свадеб, видеосъемка свадьбы, видеомонтаж свадьбы, свадебная видеосъемка, видеосъемка свадеб, видеооператор на свадьбу, свадебный видеооператор, свадьба Киев, видео свадьба, свадьба видео, видеосьемка, видеосьемка свадеб, видеосьемка свадьбы (ред. — Premierevideo «Премьервидео») или как молодая парочка заходит в кафе. Мы предполагаем, что это влюбленные. Через окно видно, как они садятся за столик. Мы же остаемся снаружи и оказываемся рядом с пожилой парой, обсуждающей цену на рыбу, но камера крупным планом снимает окно, так что через стекло нам видно, как молодая парочка нежно и оживленно беседует, но слышим мы пожилую пару. Получается иронический контраст между двумя этапами близости, видим мы стадию ухаживания, слышим же заботы дальнейшей жизни. Минимальными средствами и не без юмора зароняется циничная мысль о браке, которую остальная часть фильма могла бы, в конечном счете, развеять обнадеживающими альтернативами.

Comments are disabled